Как выбрать детский сад или Кого? Куда? Зачем?

Ольга Милиневская, детский психолог

Вроде вы совсем недавно вернулись из роддома с крошечным свертком на руках, а уже пришло время отпускать своего малыша в большой мир в самостоятельное плавание. Ведь в детском саду ребенок будет находиться без вас от 3-х до 11-ти (с 8 до 19) часов ежедневно 5 дней в неделю.


Каким будет это его плавание зависит от того, насколько честно вы ответите себе на вопросы:


  • Кого я отдаю в детский сад?
  • Зачем я это делаю?
  • Куда и кому я отдаю своего ребенка?

Я, мама 5-х детей, не раз проделывала это упражнение, и мне это всегда помогало.

Хотите, давайте сделаем его вместе?


Шаг 1 Кого я отдаю в детский сад?


Нам кажется, что мы знаем наших детей как облупленных: мы же и колики, и зубы пережили, и купали, когда руки отваливались, и по ночам кормили, превращаясь от усталости в зомби. Когда ребенок плакал - утешали, когда улыбался - радовались… Но время шло... Ребенок подрастал, становился самостоятельнее, и в нашем поведении стали появляться автоматические действия и стереотипные мысли о нем. Мы перестали воспринимать его как чудо


Честный ответ на вопрос, кого я отдаю в детский сад, поможет вам вернуть живое, не замыленное бытом, тревогами, задачами и планами восприятие маленького чуда рядом с вами.


Для этого мы всего 10 минут в день с любовью и 100% вниманием будем наблюдать за малышом: как он ест, играет, помогает вам мыть пол или посуду… истерит, протестует, хитрит… (нас интересуют разные состояния и +, и -, и нейтральные) и записываем, что порадовало, может быть, удивило или расстроило.


Свое наблюдение мы делаем из вопроса: “Кто ты и чем я могу тебе помочь?” Тогда к концу недели вы как будто заново познакомитесь со своим малышом. А перечитав записи, точно будете знать его сильные и слабые стороны, уникальные черты характера, способы справляться со сложными или новыми ситуациями… Именно эти знания помогут вам принять решение, готов ли ваш ребенок покидать пространство семьи и жить в пространстве детского сада без вас.


Шаг 2 Зачем я отдаю своего ребенка в детский сад?


Может показаться, что ответ на этот вопрос прост и банален: ”Время пришло!” Чье время пришло? Куда пришло?


Давайте разрешим вопросу из заголовка побыть нашим спутником в течении недели. И раз в день, в любое время, будем записывать ответ, который придет к нам. Может он будет настойчивым с лицом нашей воспитательницы из детства. Может он будет нежным с лицом бабушки. Возможно он придет украдкой, без лица и без слов, тревогой, предчувствием, или потоком света - как избавление…


В конце недели бережно посмотрим на свои ответы, как на драгоценные сокровища, какими бы они не были: удобные-неудобные, добрые-злые, грустные, запутанные, бессмысленные... ведь правильных ответов не существует. Их ценность в том, что они честные и они ваши:


  • мне нужно время для себя;
  • я хочу развиваться и реализовываться, а не становиться "тупой курицей";
  • все дети его возраста уже в садике, гулять на площадке не с кем;
  • я хочу сделать карьеру и зарабатывать больше, чем муж;
  • я плохая мама, в садике со специалистами ему будет лучше, чем со мной;
  • я не справляюсь и заваливаюсь;
  • я очень устала, у меня нету сил;
  • я вижу, что мой малыш готов сделать следующий шаг в своем взрослении;
  • мой ребенок повзрослел и отделяется от меня, можем попробовать что-то новенькое;
  • я восхищаюсь любознательностью и общительностью моего ребенка, думаю, в садике ему будет интереснее, ведь дома он уже все и так знает;
  • мой малыш все время требует моего внимания и участия в его играх, а я больше 15 минут не выдерживаю, возможно, в садике с другими детками он сможет утолить свою потребность в играх и фантазиях…

Именно это знание о себе поможет вам принять решение, готовы ли вы отпустить свое чадо в самостоятельное плавание.


Шаг 3 Куда и кому я отдаю своего ребенка на 3-11 часов ежедневно 5 дней в неделю?


Только от того, что я разрешаю этому вопросу проникнуть в мое сознание, у меня может начаться паника. Ведь выбирая детский сад, я выбираю судьбу своего ребенка. Но не будем отчаиваться. Мы ведь уже сделали и 1-ый, и 2-ой шаги! Сможем осилить и 3-ий.


Благодаря 1-му шагу вы знаете, в чем нуждается ваш ребенок больше всего:


  • в безопасном пространстве для свободного исследования мира;
  • в друзьях по играм и фантазиям;
  • в творческом самовыражении;
  • в принятии и поддержке;
  • в правилах и границах;
  • в новой ситуации развития…

Именно это знание поможет вам подобрать педагогическую систему под вашего малыша: вальдорф, классика, монтессори… В интернете достаточно информации на этот счет.


Выбрав педагогическую систему и подходящий ребенку детский сад, мы идем знакомиться с пространством сада, группой детей и воспитателями лично и очно!


Сыграем в игру “Миссия выполнима”. Наблюдать и слушать свой внутренний голос мы уже потренировались делая 1-ый и 2-ой шаги. Роли выбираем исходя из своих сильных сторон.


Нас интересует все:
  • запах в коридоре, в группе и в туалете,
  • цвет стен, вкус еды,
  • игрушки, материалы для творчества;
  • внешность, мимика и жесты воспитателей, тембр их голоса, способ общения с одним ребенком и с группой детей,
  • как разрешаются конфликтные ситуации;
  • сами дети, то как они ладят или не ладят между собой, в какие игры играют, есть ли дети с особенностями поведения и развития…

Все это либо поможет вашему ребенку радоваться жизни, либо заставит выживать со всеми вытекающими травмами и комплексами.


“Ну вот, информацию мы добыли. Что же со всем этим теперь делать?”- спросите вы. Все просто. Если вам в садике было хорошо, интересно и вкусно, с большой вероятностью также будет чувствовать себя и ваш малыш.


От того, присаживается ли воспитательница к ребенку, чтобы поговорить, смотрит ли в глаза, улыбается, нежно прикасается (если нужна поддержка), во что одета, как пахнет, как и что говорит, и того, как взаимодействуют между собой дети, будет зависеть знание ребенка о себе и о мире. Это может быть счастье от того, что “Мир добрый - я хороший”, или отчаяние от того, что “Мир злой - я плохой”.


Это опытное знание в первом семилетии накапливается, минуя осознанность через органы восприятия (нюх, зрение, слух, вкус, тактильные переживания), как базовое чувство довольства и безопасности или их противоположности. И в дальнейшей жизни, из глубин существа, оно неосознанно будет влиять на все выборы и поступки вашего ребенка.


Конечно, потом, через осознание, что-то можно будет поменять. Только времени и денег понадобится много. И то, если со специалистами повезет.


Эти же три шага помогут вам при выборе няни, школы, кружка или секции.